Психологическое развитие ребёнка


Развиваем речь ребёнка. Упражнения

psihologicheskoe-razvitie-rebenka_1.jpg

К 3-м годам у ребёнка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят ещё не чётко и невнятно. Как правило, дети ещё не выговаривают звук «Р» и шипящие звуки. Для формирования у детей чёткой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку чёткого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребёнка к данным занятиям необходимо провести с ним несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха. Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребёнком в игру «Надуй самый большой пузырь» или выдувать воздух через трубочку в стакан с водой. Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребёнку картинки с героями сказок или животными и просим ребёнка рассказать, кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребёнка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: «Вот зайка. Он живёт в лесу. Он серый и пушистый.» Данное упражнение расширяет словарный запас и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

  1. Ом-ом-ом-ом — мы построим новый дом.
  2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
  3. Бы-бы-бы-бы — в лесу растут грибы.
  4. Мама Милу в ванне мыла.
  5. Петя пилил пилой пень.
  6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

  1. Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
  2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
  3. Но-но-но, но-но-но — в нашей комнате темно.
  4. Собака Том сторожит дом.
  5. Дарья дарит Дине дыни.
  6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

  1. Ко-ко-ко — кошка любит молоко.
  2. Га-га-га — у козы рога.
  3. Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.
  4. Ой-ой-ой — зайке холодно зимой.
  5. На горе гогочут гуси.
  6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

  1. Аф-аф-аф — мы поставим в угол шкаф.
  2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
  3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
  4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С (сь)

  1. У Сони сани с горки едут сами.
  2. Сеня в лесу встретил лису.
  3. У нас газ погас.
  4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
  5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

  1. Зу-зу-зу — зайку моем мы в тазу.
  2. У Зины козлик в корзине.
  3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
  4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
  5. У Зины звонок звенит звонко.
  6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

  1. Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
  2. Из колодца вода льётся.
  3. Не велика птица синица, да умница.
  4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
  5. Цыплёнок пьёт из блюдца воду.
  6. Слава поставил цветы на подоконник.
  7. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.
  8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ж, Ш

  1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
  2. Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
  3. Хорош пирожок, внутри творожок.
  4. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ч

  1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
  2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
  3. Шубка овечки греет лучше печки.
  4. У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

  1. Ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.
  2. Щи-щи-щи — ищем мы щавель на щи.
  3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

  1. Лу-лу-лу — наточил Толя пилу.
  2. Ли-ли-ли — суп солёный, не соли!
  3. Дед Данила делил дыню.
  4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

  1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
  2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
  3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

На крыше у Шура жил журавль.

Кошка спит, а мышку видит.

Ёжик лежит под ёлкой.

Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

Са-ша-ша — Соня моет малыша.

Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Вымыли мышки миски для мишки.

Ча-ца-ца — стоит мальчик у крыльца.

Ца-ча-ча — растёт птенчик у грача.

У волчицы волчата, у курицы и цапли — цыплята.

Девочка пьёт чай из чашки.

Ща-са-са — под кустом сидит лиса.

У гусыни усов ищи — не ищи — не сыщешь.

Щи да каша — пища наша. Всякой вещи своё место.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку ушёл улов.

Вкусная халва, мастеру хвала.

Римма и Тима шли мимо тира.

Можно и самому придумать шутливые фразы, наподобие:

«да-да-да — в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша — принесли домой ерша»,

«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»,

«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»,

«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»,

«жу-жу-жу — я на солнышке лежу» и так далее.

Скороговорки

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку греку — цап.

  • Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

  • На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.


Упражнения для развития способности ребёнка удерживать голову

psihologicheskoe-razvitie-rebenka_2.jpg

В двигательном развитии ребёнка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребёнок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребёнка.

  1. Ребёнок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребёнка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребёнок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
  2. Ребёнок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую — под живот и слегка подтягивайте ребёнка вперед. Ребёнок будет производить ползающие движения.
  3. Поместите ребёнка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребёнок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
  4. Положение ребёнка лежа на спине. Возьмите ребёнка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
  5. Обхватите руками живот ребёнка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребёнок будет поднимать голову.
  6. Вы так же удерживаете ребёнка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
  7. Поставьте ребёнка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребёнку выполнять необходимые движения.

Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребёнка старше 7‑10 дней)

Заниматься с ребёнком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребёнка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать игрушкой то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5 м от ребёнка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Также проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.


Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребёнка (для ребёнка старше одного месяца)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 сантиметров от ребёнка погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребёнка. Привлекаете внимание ребёнка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребёнок широко раскрывает глаза, затихает на несколько секунд, а затем он может вскидывать руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начнёт покачиваться, и малыш снова замрёт, рассматривая ее. Затем наступит новый всплеск двигательной активности, и малыш снова натолкнётся руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребёнок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.


Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребёнка от одного месяца и старше)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребёнком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребёнка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребёнком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения (расстояние, с которого ребёнок может видеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо). Ребёнок рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.


Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребёнка (для детей от 2‑х до 3‑х месяцев)

psihologicheskoe-razvitie-rebenka_5.jpg

В 2-3 месяца стимулируйте ребёнка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребёнок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность ребёнку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребёнок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребёнка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должны быть разнообразными, но удобными для захватывания.

  • Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бубу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.д.
  • Поощряйте любое желание ребёнка двигаться. Положите сбоку от ребёнка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребёнку осторожно перевернуться со спины на живот.
  • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребёнка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
  • Посадите ребёнка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: «Вот это киса — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?» и т.д. Предлагайте ребёнку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
  • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребёнка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмета, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
  • Если вы видите, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
  • Ваш ребёнок уже свободно стоит, держась руками за опору, стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
  • Дайте ребёнку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребёнку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
  • В процессе купания ребёнка поиграйте с ним, например, в такую игру: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи».

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребёнка первого года жизни

psihologicheskoe-razvitie-rebenka_8.jpg

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи. Пока ребёнку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции. Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую и интеллектуальную сферу маленького ребёнка.

Приведем примеры:

«Идет коза рогатая». 
Наклонитесь над ребёнком, улыбнитесь, поймайте его взгляд и приговаривайте:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодаю, забодаю, забодаю».

«Пободайте» ребёнка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и Вы увидите, что сначала ребёнок будет улыбаться, прислушиваясь к Вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

«Ладушки-ладушки». 
Возьмите ребёнка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!

Где были?

— У бабушки.

Что ели?

— Кашку.

Что пили?

— Бражку.

Кашку поели,

Бражку попили –

Шу-у-у…

Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребёнка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала Вы все движения делаете за ребёнка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.