12 мая – Международный день медицинской сестры
О международном дне медицинской сестры
Профессиональный праздник медицинских сестер отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), которая во время Крымской войны (1853-1856) организовала первую в мире службу сестер милосердия. Хотя фактически празднику уже более ста пятидесяти лет, только в январе 1974 года было принято официальное решение отмечать этот день 12 мая.
День медицинской сестры отмечается с момента объединения сестер милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию — Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses, ICN), который и принял решение отмечать данный праздник в день рождения Флоренс Найтингейл.
В России праздник отмечается с 1993 года. Традиционно к этому дню в ряде медицинских учреждений проходят различные мероприятия как научно-практического направления (конференции, семинары и круглые столы, посвященные пропаганде здорового образа жизни, совершенствованию профессиональной компетентности и развитию личностного и творческого потенциала сестринского персонала), так и развлекательного характера (профессиональные конкурсы и смотры, КВН, концерты и т.п).
Сегодня к этому празднику Международный совет медсестер ежегодно готовит информационные материалы, объявляет тематику и лозунг предстоящего празднования. Так, например, в разные годы темами Дня были: «Медицинские сестры за безопасность пациента — против поддельных медикаментов», «Достаточное кадровое обеспечение — условие безопасности пациента», «Обеспечивать качество на службе обществу: медицинские сестры в авангарде инноваций», «Сокращая разрыв: повышение доступности и равенства», «Преодоление разрыва: от научных данных к доказательной сестринской практике», «Медицинские сестры: движущая сила перемен — жизненно важный ресурс в поддержку здоровья», «Медицинские сестры — ведущий голос в формировании видения будущего здравоохранения!», «Медицинские сестры — будущее профессии».
В настоящее время медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения, так как во врачебной практике большая доля медицинских услуг оказывается исключительно сестринским персоналом.
Это те люди, которые находятся на передовой оказания помощи пациентам! Их в Томской области около 9 000 человек, и важность их вклада в разных областях медицины очень велика! Именно для них и создана Ассоциация медицинских сестер Томской области в 2007 году, на сегодня в ней уже более полутора тысяч человек.
Кто выхаживает пациентов после сложнейших оперативных вмешательств, кто принимает роды, кто оказывает скорую и неотложную помощь, кто постоянно рядом с пациентом во всех его проблемах, кто первым спешит на помощь? Это люди со средним специальным и высшим медицинским образованием, готовые к самостоятельной деятельности в области профилактики болезней, ухода за пациентами, проведения лечебных и диагностических процедур с помощью различного оборудования!
Наша система здравоохранения должна строиться вокруг пациента через командную работу всех медицинских и немедицинских специалистов, готовых откликаться на его нужды и проблемы, максимально эффективно и качественно оказывать помощь. Поэтому мы хотим говорить о роли и престиже медицинских работников, об их тихом подвиге, который они совершают каждый день, трудясь в лечебных учреждениях.
Ассоциация медицинских сестер Томской области
Ассоциация медицинских сестер Томской области преследует своей целью повысить престиж профессии медика, акцентировать внимание на важности каждого, кто трудится в здравоохранении! Мы помогаем расти профессионально через научно-практические конференции и вебинары, разработку различных методических рекомендаций, тематических буклетов, через участие в работе аккредитационных комиссий для выпускников — будущих медицинских специалистов, через участие в различных акциях и проектах, через разработку профессиональных стандартов.
Мы работаем совместно с Ассоциацией медицинских сестер России — нашим флагманом и активно участвуем в проектах Международного совета медицинских сестер, поддерживая все современные инициативы развития сестринского дела в мире.
Наша сестринская ассоциация внесла свой вклад в борьбу с новой коронавирусной инфекцией: созданы и распространены среди населения листовки о правилах ношения масок; проведены три конференции в онлайн-режиме по вопросам работы с биологическими жидкостями и организации работы ковидных блоков; поучаствовали в акции «Останься дома!»; были приобретены и розданы для медработников медицинские маски, антисептики для рук карманного формата и бесконтактные термометры для организации входных фильтров в поликлиниках; проведены консультации по вопросам эпидемиологии и профилактики новой коронавирусной инфекции по телефону, в интернете.
Ассоциация медицинских сестер Томской области нацелена на распространение информации об успехах в инновациях, о талантах членов сестринской ассоциации, о позитивном образе медицинского работника.
О допуске медицинской сестры, фельдшера, акушерки к профессиональной деятельности через аккредитацию и непрерывное профессиональное развитие
Ранее допуск к профессиональной деятельности осуществлялся при наличии диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата специалиста, который нужно было подтверждать 1 раз в 5 лет.
На сегодняшний день специалист должен иметь диплом и сертификат или свидетельство об аккредитации.
Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование, включает:
-
тестирование;
-
оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях;
-
решение ситуационных задач (для лиц, получивших среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача в соответствии с частью 7 статьи 70 Федерального закона от 21.11.2011г №323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий (не менее 60):
-
«сдано» при результате 70 % или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;
-
«не сдано» при результате 69 % или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.
Оценка правильности и последовательности выполнения практических заданий осуществляется членами аккредитационной подкомиссии путем заполнения оценочных листов.
Результат решения ситуационных задач формируется с использованием информационных систем автоматически на основании процента правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах.
Специалисты со средним профессиональным образованием могут ознакомится с результатами и тренироваться на сайте: www.fmza.ru — адрес официального сайта Методического центра аккредитации специалистов Минздрава России.
По такому же принципу осуществляется первичная специализированная аккредитация специалистов, желающих перейти на работу по другой специальности. Например, медсестра работала в процедурном кабинете по специальности «сестринское дело», а хочет работать в физиотерапевтическом кабинете. Она получает профессиональную переподготовку с выдачей диплома по новой специальности «Физиотерапия» и проходит для допуска к работе первичную специализированную аккредитацию по этой специальности. Это также делается в образовательной организации региона.
Периодическая аккредитация — это подтверждение профессионального уровня, которое медсестра обязана проходить каждые пять лет. Допустим, у специалиста уже есть сертификаты по направлению «Сестринское дело». Чтобы продлить допуск к работе по этим сертификатам, она должна пройти периодическую аккредитацию.
Сколько учиться медсестре, чтобы сдать периодическую аккредитацию?
Длительность циклов повышения квалификации регламентирована на пять лет в целом. Нет требований о том, сколько часов врач должен учиться в каждый отдельный год.
Приказом Минздрава России от 22.11.2021 года №1081н регламентировано два варианта набора баллов.
- Вариант №1: Вы набираете 144 часа за все 5 лет только циклами повышения квалификации, как и раньше делали для получения сертификата.
- Вариант №2: Вы набираете 74 часа на циклах повышения квалификации в любой последовательности — одним циклом, тремя циклами, как угодно. А оставшиеся 70 баллов, недостающих до 144 часов, добираете на конференциях, вебинарах, электронных модулях, которые размещены на портале edu.rosminzdrav.ru. Чтобы Вам засчитали часы обучения, конференции и вебинары должны пройти аккредитацию в совете НМО. Организаторы таких аккредитованных мероприятий выдадут Вам индивидуальные коды подтверждения вашего участия. Эти коды Вы внесете в свой личный кабинет на edu.rosminzdrav.ru и там получите сертификат с номером, который уже внесете в свое портфолио.
Краткая инструкция по отправке заявку на аккредитацию в электронном виде по новым правилам:
1. Перейдите на страницу сервиса: lkmr.egisz.rosminzdrav.ru/
2. Кликните на кнопку «Войти». Вход осуществляется через аккаунт на Госуслугах (если нет аккаунта, Вы не сможете воспользоваться сервисом).
3. Введите данные для входа на Госуслуги и дождитесь загрузки. Откроется страница личного кабинета с меню. Кликните на пункт «Заявление на периодическую аккредитацию».
4. Далее заполните анкету:
-
персональные данные подгрузятся из Госуслуг;
-
введите контакты (телефон и e-mail), по которым с вами будет взаимодействовать ФАЦ;
-
выберите уровень образования (среднее/высшее) и пропишите специальность, по которой проходите аккредитацию;
-
отметьте, согласован ли отчет о профессиональной деятельности (да/нет);
-
в следующем окне загрузите сканы необходимых документов (паспорт, СНИЛС, сертификат, портфолио и т.д.) – для каждого документа в сервисе есть отдельный пункт;
-
заполните поле комментария, если считаете необходимым (например, хотите обратить внимание, что являетесь временно не работающим лицом, ИП или руководителем медорганизации, находитесь в декретном отпуске и т.д.);
- обязательно поставьте галочку напротив согласия на обработку персональных данных и отправьте заявку.
Перечень копий документов для периодической аккредитации:
- копия документа, удостоверяющего личность (чаще всего это паспорт);
- копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии;
- копия сертификата специалиста;
- копии документов об образовании (диплом о высшем образовании) и о квалификации — подтверждения пройденной ординатуры, интернатуры, профессиональной переподготовки;
- копии документов, которые подтверждают повышение квалификации — то самое удостоверение на 144 часа;
- копия трудовой книжки либо справка с места работы, где описаны Ваши трудовые обязанности. Трудовая книжка не содержит ответа на вопрос, какие трудовые функции Вы исполняете, если там нет четкой записи, что Вы, например, является врачом-терапевтом. Справка с описанием обязанностей понадобится, например, доценту медицинского ВУЗа, чтобы подтвердить: он не только преподает, но и консультирует пациентов по своей специальности. Такую справку выдает работодатель. Она поможет подтвердить Ваш реальный опыт работы;
- страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС).
Как оформить портфолио?
На титульном листе портфолио указывают личные данные, специальность, СНИЛС, место работы. Далее идут сведения о повышении квалификации: названия курсов, их длительность; регистрационные номера выданных удостоверений; серии и номера свидетельств; период прохождения обучения и полное название образовательного учреждения, которое выдало документ. Обычно все эти реквизиты есть на бланках выдаваемых удостоверений.
Копировать данные о пройденных курсах повышения квалификации надо именно с бланков удостоверений: скачивать информацию с портала НМО нет смысла, так как на сайте не отображаются необходимые для портфолио регистрационные данные удостоверений.
Если Вы выбрали обучение по формату 74 часа КПК + 70 часов электронных модулей на портале НМО, Вы должны внести в портфолио данные обо всех вебинарах и конференциях, которые Вы посетили. Если Вы прошли 70 модулей по одному часу, то придется внести в портфолио 70 строчек. Однако часто проходят конференции по 4-5 часов, такие мероприятия помогут Вам быстрее набрать баллы.
Как оформить отчет о профессиональной деятельности?
Если руководитель не хочет подписывать отчет о Вашей трудовой деятельности, он должен дать мотивированный отказ. Такая ситуация может возникнуть, например, если Вы недавно перешли в другое медучреждение и не работаете в нем по той квалификации, которую хотите подтвердить.
Нередко руководители требуют от сотрудников, которые владеют актуальной информацией прохождения аккредитации, написать огромный отчет на 10-15 страниц, подробно описать весь свой функционал. Однако на самом деле такой необходимости нет.
В отчете нужна общая часть — данные о Вашем структурном подразделении, перечень трудовых функций, которые Вы выполняете, и сведения о стаже работы. Описывать слишком много деталей нет необходимости. Общий объем заявления, портфолио и отчета — не более 7-10 страниц.
Как правильно перечислить в отчете свои трудовые функции?
Чтобы у аккредитационной комиссии не было замечаний к Вашему отчету, найдите готовый перечень Ваших трудовых функций. Его можно взять из профстандарта по Вашей специальности или из должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта.
Тексты профстандартов находятся в свободном доступе, соответствие им должностных обязанностей — требование закона.
Должностные инструкции, хотя и должны быть приложением к трудовому договору, редко выдают на руки медицинским работникам при устройстве на работу. Однако работодатель обязан предоставить Вам должностную инструкцию по Вашему запросу в течение трех дней.
Что делать, если аккредитационная комиссия отказала в приеме документов?
Аккредитационная комиссия обязана сообщить о причине, по которой было отказано принимать документы и выдавать свидетельство. Это требование есть в действующем приказе Минздрава РФ от 31.07.2020г №786н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» и в приказе Минздрава РФ от 22.11.2021 №1081н «Об утверждение положения об аккредитации специалистов». Однако на практике причину отказа далеко не всегда сообщают.
Если Вы считаете, что Вам отказали по ошибке или вообще не обосновали возврат документов, запросите у аккредитационной комиссии обоснование и причину отказа. Основание — пункт 30 Приказ Минздрава России от 02.06.2016 №334н (ред. от 20.01.2020) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» о квалификации специалистов, который действует до сих пор. Срок ответа на Ваш запрос в соответствии со статьей 69 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не должен превышать 30 дней.
Если ответ комиссии Вас не удовлетворил, обратитесь в Департамент медицинского образования и кадровой политики в Министерства здравоохранения Российской Федерации. Ответ Вам также должен быть дан в течение 30 дней.
Если оба варианта не помогут решить проблему, остается искать правды в суде. Однако из-за обращения в суд Вы потеряете много времени и сил, при этом без гарантии результата. Самый лучший вариант — получить разъяснения непосредственно от сотрудников аккредитационной комиссии.
Отчет о профессиональной деятельности, портфолио и заявление — главные документы, которые надо подготовить для аккредитации как минимум за три месяца до окончания срока действия сертификата.
Ассоциация медицинских сестер поздравляет всех коллег с профессиональным праздником!
Желаем профессиональных достижений, здоровья, благополучия и радости в каждом дне!
Информацию подготовила: врач по медицинской профилактике ОГБУЗ «ЦОЗиМП» Бадлуева Арьяна Владимировна