Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Материал опубликован: 1 сентября 2023

Что такое умственная отсталость

Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта. У больных отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Дети с умственной отсталостью почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (или практически не функционирует) познавательная деятельность. Такие дети словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить детей для того, чтобы социализировать в обществе по мере возможности, дать детям знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и в трудовой практике.

Причины умственной отсталости

Умственная отсталость у детей возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Чаще всего это происходит в ранние периоды жизни, причины и предпосылки к этому могут быть различными – патологии беременности, патологии развития ребенка, тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы. Это нарушение носит стойкий характер, может различаться по уровню заболевания (от легкого до тяжелого уровня). Не стоит путать умственную отсталость с задержкой психического развития. Во втором случае коррекционная работа специалистов показывает, как правило, очень хорошие результаты, ребенок возвращается в нормативные рамки развития, согласно возрасту.

Развитие детей с умственной отсталостью

Развитие детей с умственной отсталостью с младенчества отличается от развития нормотипичных детей. Снижена физиологическая активность (прямостояние, удержание головки), познавательная деятельность, реакция на внешние раздражители, нет интереса игрушкам, отсутствует эмоциональное общение (улыбка, гуление).

В отличие от нормотипичных детей, у детей с умственной отсталостью нет предпосылок для развития личности, она формируется с нарушениями. Например, в три года не появляются личностные проявления, поведение остается непроизвольным. Дети не усваивают социальные нормы поведения, не понимают их смысл. Первые проявления самосознания можно увидеть в четыре года, появляется негативная реакция на замечания, порицания, неудачу. Такие негативные переживания могут приводить к формированию патологических черт поведения – замкнутости, пассивности, озлобленности. Дети часто оказываются вне детских коллективов, из-за особенностей развития.

Работа специалистов в данном направлении помогает сформировать у ребенка представления о самом себе, воспитать элементарные навыки, сформировать правильное восприятие окружающего мира (явлений и предметов). Так выстраивается адекватная система положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Необходимо развивать сотрудничество ребенка и взрослого окружения, его продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Особенности развития игровой деятельности

Нормотипичный ребенок использует игрушки, изображающие реальные предметы, строго по назначению (укачивает куклу, стелет ей постель, надевает и снимает одежду). В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, развиваются логические действия. Такой вид игры – один из основных видов совместной деятельности групп детей, способ общения со сверстниками.

У детей с умственной отсталостью предметная деятельность не развивается, интерес к игрушкам носит кратковременный характер.

Коррекционная работа специалистов помогает сформировать интерес к игрушкам, развивать предметно-игровую деятельность, воспитывать умение играть в группе сверстников. Происходит постепенное обучение сюжетно-ролевой игре, что занимает достаточно длительный период.

Для медиабиблеотеки1.jpg 

Особенности развития познавательной деятельности

Познавательная активность у нормотипичных детей усиливается в дошкольном возрасте. Основой для познавательной деятельности является восприятие и наглядное мышление (действенное и образное). Ребенок учится обследовать и сравнивать предметы (осматривает, ощупывает, выслушивает, то есть, воспринимает), работать по образцу. При этом происходит определение цвета, формы, величины, материала. Восприятие свойств и отношений предметов приводит к развитию пространственной ориентировки, целостного восприятия. Это выражается, например, в умении правильно складывать фигуры из разрезанных кусочков, дорисовывать их и т. д.

У детей с умственной отсталостью дошкольный возраст характеризуется лишь началом развития восприятия. Они не могут осуществить выбор нужного предмета из большого количества предложенных им, не могут учитывать свойства предметов, не умеют обобщать и выстраивать по определенному признаку.

Направление работы специалистов в развитии познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью – помочь сформировать элементарные количественные представления, скорректировать сенсорное развитие, познакомить с окружающим миром, научить сопоставлять и сравнивать, выделять по признаку группу предметов, осуществлять простой прямой и обратный счет. Это необходимо для дальнейшего развития и обучения детей.

Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Речь играет базовую роль для психического развития детей. У нормотипичных детей формируется собственная активная речь и одновременно происходит процесс понимания речи взрослого человека. Она является основным средством общения, дополняясь при этом указательными и изобразительными жестами.

У детей с умственной отсталостью речь не служит средством общения или средством передачи опыта от взрослого к ребенку, первые слова могут появиться после двух лет, начало говорения отодвигается к четырем-пяти годам. Дети могут не говорить совсем, иметь небольшой объем фраз и простых слов или иметь формально развитую речь. Но при этом ограниченно понимание обращенную к ним речь. Страдает связность речи, согласование между членами предложения.

Специалисты помогают детям сформировать и развить по возможности речевую деятельность, коммуникативные способности, выражать мысли и эмоции, отвечать на вопросы, правильно использовать части речи.

 

Статью подготовила: медицинский психолог Елена Олеговна Шахрай