Тематические страницы

12 мая — Всемирный день медицинской сестры

Материал опубликован: 06.05.2022

Профессиональный праздник медицинских сестер отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), которая во время Крымской войны (1853-1856) организовала первую в мире службу сестер милосердия. Хотя фактически празднику уже более ста пятидесяти лет, только в январе 1974 года было принято официальное решение отмечать этот день 12 мая.

День медицинской сестры отмечается с момента объединения сестер милосердия из 141 страны в профессиональную общественную организацию — Международный совет медицинских сестер (International Council of Nurses, ICN), который и принял решение отмечать данный праздник в день рождения Флоренс Найтингейл.

В России праздник отмечается с 1993 года. Традиционно к этому дню в ряде медицинских учреждений проходят различные мероприятия как научно-практического направления (конференции, семинары и круглые столы, посвященные пропаганде здорового образа жизни, совершенствованию профессиональной компетентности и развитию личностного и творческого потенциала сестринского персонала), так и развлекательного характера — профессиональные конкурсы и смотры, КВН, концерты и т.п.

Сегодня к этому празднику Международный совет медсестер ежегодно готовит информационные материалы, объявляет тематику и лозунг предстоящего празднования. Так, например, в разные годы темами Дня были: «Медицинские сестры за безопасность пациента — против поддельных медикаментов», «Достаточное кадровое обеспечение — условие безопасности пациента», «Обеспечивать качество на службе обществу: медицинские сестры в авангарде инноваций», «Сокращая разрыв: повышение доступности и равенства», «Преодоление разрыва: от научных данных к доказательной сестринской практике», «Медицинские сестры: движущая сила перемен — жизненно важный ресурс в поддержку здоровья», «Медицинские сестры — ведущий голос в формировании видения будущего здравоохранения!». В 2022 году девиз звучит следующим образом:

den-med-sestri-2.jpg

В настоящее время медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения, так как во врачебной практике большая доля медицинских услуг оказывается исключительно сестринским персоналом.

Это те люди, которые находятся на передовой оказания помощи пациентам! Их в Томской области около 9 000 человек и важность их вклада в разных областях медицины очень велика! Именно для них и создана наша Ассоциация медицинских сестер Томской области в 2007 году, и на сегодня это уже полторы тысячи членов организации.

Кто выхаживает пациентов после сложнейших оперативных вмешательств, кто принимает роды, кто оказывает скорую и неотложную помощь, кто постоянно рядом с пациентом во всех его проблемах, кто первым спешит на помощь? Это люди со средним специальным и высшим медицинским образованием, готовые к самостоятельной деятельности в области профилактики болезней, ухода за пациентами, проведения лечебных и диагностических процедур с помощью различного оборудования!

Наша система здравоохранения должна строиться вокруг пациента через командную работу всех медицинских и не медицинских специалистов, готовых откликаться на его нужды и проблемы, максимально эффективно и качественно оказывать помощь. Поэтому мы хотим говорить о роли и престиже медицинских работников, об их тихом подвиге, который вы совершаете каждый день, трудясь в лечебных учреждениях.

Ассоциация медицинских сестер преследует своей целью повысить престиж профессии медика, акцентировать внимание на важности каждого, кто трудится в здравоохранении! Мы помогаем расти профессионально через научно-практические конференции и вэбинары, разработку различных информационных методических рекомендаций, тематических буклетов, через участие в работе аккредитационных комиссий для выпускников — будущих медицинских специалистов, через участие в различных акциях и проектах, участие в разработке профессиональных стандартов.

Мы работаем совместно с Ассоциацией медицинских сестер России — нашим флагманом и активно участвуем в проектах Международного совета медицинских сестер, поддерживая все современные инициативы развития сестринского дела в мире.

Так наша сестринская ассоциация внесла свой вклад в борьбу с новой коронавирусной инфекцией: созданы и распространены среди населения листовки о правилах ношения масок, размещена статья о противоэпидемических мероприятиях в медицинских организациях и два видеоролика о правилах применения спецодежды медиками, работающими в ковидных отделениях, проведены три конференции в он-лайн режиме, в которых затронуты вопросы работы с биологическими жидкостями и организация работы ковидных блоков, поучаствовали в акции «Останься дома!», были приобретены и розданы для медработников медицинские маски, антисептики для рук карманного формата и бесконтактные термометры для организации входных фильтров в поликлиниках, проводились консультации по вопросам эпидемиологии и профилактики новой коронавирусной инфекции по телефону, интернет-связи.

Мы хотим распространять информацию об успехах в инновациях, о талантах, которых безусловно очень много у членов сестринской ассоциации, о позитивном образе медицинского работника для нашего населения.

den-med-sestri-3.jpg

Поговорим о допуске медицинской сестры, фельдшера, акушерки к профессиональной деятельности в современной реальности через аккредитацию и непрерывное профессиональное развитие.

Ранее допуск к профессиональной деятельности осуществлялся при наличии диплома о среднем профессиональном образовании и сертификата специалиста, который нужно было подтверждать 1 раз в 5 лет.

На сегодняшний день специалист должен иметь диплом и сертификат или свидетельство об аккредитации.

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование, включает:

  • тестирование;

  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;

  • решение ситуационных задач (для лиц, получивших среднее медицинское образование, на которых могут быть возложены отдельные функции лечащего врача в соответствии с частью 7 статьи 70 Федерального закона N 323-ФЗ).

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих среднее медицинское или среднее фармацевтическое образование, включает:

  • тестирование;

  • оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач (далее — практико-ориентированный этап).

Результат тестирования формируется с использованием информационных систем автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий (не менее 60):

  • "сдано" при результате 70% или более правильных ответов от общего числа тестовых заданий;

  • "не сдано" при результате 69% или менее правильных ответов от общего числа тестовых заданий.

Оценка правильности и последовательности выполнения практических заданий осуществляется членами аккредитационной подкомиссии путем заполнения оценочных листов. Результат выполнения практических заданий формируется с использованием информационных систем автоматически с указанием процента выполненных практических заданий по каждому выполненному практическому заданию.

Результат решения ситуационных задач формируется с использованием информационных систем автоматически на основании процента правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах. 

Специалистам со средним профессиональным образованием можно смотреть и тренироваться на сайте: www.fmza.ru — адрес официального сайта Методического центра аккредитации специалистов Минздрава России.

По такому же принципу осуществляется первичная специализированная аккредитация специалистов, желающих перейти на работу по другой специальности. Например, медсестра работала в процедурном кабинете по специальности «сестринское дело», а хочет работать в ФТО кабинете. Она получает профессиональную переподготовку с выдачей диплома о новой специальности «физиотерапия» и проходит для допуска к работе первичную специализированную аккредитацию по этой специальности. Это также делается в образовательной организации региона.

Периодическая аккредитация — это подтверждение профессионального уровня, которое медсестра обязана проходить каждые пять лет. Допустим, у специалиста уже есть сертификаты «Сестринское дело». Чтобы продлить допуск к работе по этим сертификатам, она должна пройти периодическую аккредитацию.

Сколько учиться медсестре, чтобы сдать периодическую аккредитацию

Длительность циклов повышения квалификации регламентирована на пять лет в целом. Нет требований о том, сколько часов врач должен учиться в каждый отдельный год.

Новый приказ 1081н предполагает два варианта набора баллов. 

  • Вариант 1. 144 часа за все 5 лет вы набираете только циклами повышения квалификации, как и раньше делали для получения сертификата.
  • Вариант 2. Вы набираете 74 часа на циклах повышения квалификации в любой последовательности — одним циклом, тремя циклами, как угодно. А оставшиеся 70 баллов, недостающих до 144 часов, добираете на конференциях, вебинарах, электронных модулях, которые размещены на портале edu.rosminzdrav.ru. Чтобы вам засчитали часы обучения, конференции и вебинары должны пройти аккредитацию в совете НМО. Организаторы таких аккредитованных мероприятий выдадут вам индивидуальные коды подтверждения вашего участия. Эти коды вы внесете в свои личные кабинеты на edu.rosminzdrav.ru и там получите сертификат с номером, который уже вставите в свое портфолио.

Документы подаются через Госуслуги по ссылке: https://vk.com/wall-184609107_10351 .

Перечень копий документов для периодической аккредитации:

  • копия документа, удостоверяющего личность — чаще всего это паспорт;
  • копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии;
  • копия сертификата специалиста;
  • копии документов об образовании (диплом о высшем образовании) и о квалификации — подтверждения пройденной ординатуры, интернатуры, профессиональной переподготовки;
  • копии документов, которые подтверждают ваше повышение квалификации — то самое удостоверение на 144 часа;
  • копия трудовой книжки либо справка с места работы, где описаны ваши трудовые обязанности. Трудовая книжка не содержит ответа на вопрос, какие трудовые функции вы исполняете, если там нет четкой записи, что вы, например, — врач-терапевт. Справка с описанием обязанностей понадобится, например, доценту вуза, чтобы подтвердить: он  не только преподает, но и консультирует пациентов по своей специальности. Такую справку выдает работодатель. Она поможет подтвердить ваш реальный опыт работы;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС). 

Как оформить портфолио

На титульном листе портфолио указывают личные данные, специальность, СНИЛС, место работы. Далее идут сведения о повышении квалификации: названия курсов, их длительность, регистрационные номера выданных удостоверений, номера свидетельств (в том числе и серии), период прохождения обучения и полное название образовательного учреждения, которое выдало документ — все эти реквизиты есть на бланках выданных вам удостоверений.

Копировать данные о пройденных курсах повышения квалификации надо именно с бланков удостоверений: скачивать информацию с портала НМО нет смысла, так как на сайте не отображаются необходимые для портфолио регистрационные данные удостоверений.

Если вы выбрали обучение по формату 74 часа КПК + 70 часов электронных модулей на портале НМО, вы должны внести в портфолио данные обо всех вебинарах и конференциях, которые вы посетили. Если вы прошли 70 модулей по одному часу, то придется внести в портфолио 70 строчек. Однако часто проходят конференции по 4-5 часов — такие мероприятия помогут вам быстрее набрать баллы.

Как оформить отчет о профессиональной деятельности

Форму отчета также сохранили. Если руководитель не хочет подписывать отчет о вашей трудовой деятельности, он должен дать мотивированный отказ. Такая ситуация может возникнуть, например, если вы недавно перешли в другое медучреждение и не работаете в нем по той квалификации, которую хотите подтвердить.

Нередко руководители требуют от сотрудников, которые не знают, как пройти аккредитацию медсестре в 2022 году, написать огромный отчет на 10-15 страниц, подробно описать весь свой функционал. Однако на самом деле такой необходимости нет.

В отчете нужна общая часть — данные о вашем структурном подразделении, перечень трудовых функций, которые вы выполняете, и сведения о стаже работы. Однако, как видно из образца, описывать слишком много деталей нет необходимости. Общий объем заявления, портфолио и отчета — не более 7-10 страниц.

Как правильно перечислить в отчете свои трудовые функции

Чтобы аккредитационная комиссия не придралась к отчету, найдите готовый перечень ваших трудовых функций. Его можно взять из профстандарта по вашей специальности или из должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта.

Тексты профстандартов находятся в свободном доступе, соответствие им должностных обязанностей — требование закона. 

Должностные инструкции, хотя и должны быть приложением к трудовому договору, редко выдают на руки врачам при устройстве на работу. Однако работодатель обязан предоставить вам ДИ по вашему запросу в течение трех дней.

Что делать, если аккредитационная комиссия отказала в приеме документов

Аккредитационная комиссия обязана сообщить  о причине, по которой у него отказались принимать документы и выдавать свидетельство. Это требование есть и в действующей приказе 786н, и в новом приказе 1081н от 22.11.2021. Однако на практике причину отказа далеко не всегда сообщают.

Если вы считаете, что вам отказали по ошибке, или вообще не обосновали возврат документов, запросите у аккредитационной комиссии обоснование и причину отказа. Основание — 30 пункт приказа 334н о квалификации специалистов, который действует до сих пор. Срок ответа на ваш запрос в соответствии с 69-ФЗ не должен превышать 30 дней.

Если ответ комиссии вас не удовлетворил, обратитесь в Департамент медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации. Он также вам должен дать ответ в течение 30 дней. 

Если оба варианта не помогут решить проблему, остается искать правды в суде. Однако из-за обращения в суд вы потеряете много времени и сил, при этом без гарантии результата. Самый лучший вариант — получить разъяснения непосредственно от сотрудников аккредитационной комиссии.

Выводы: главное об аккредитации медсестер 2022

  • медсестры, которым предстоит проходить аккредитацию до 1 марта 2023 года, могут ограничиться 144 часами обычных курсов повышения квалификации, которые и проходили всю жизнь; 
  • сейчас в законодательстве понятия «баллов» или «зет» нет. Есть понятие «часы» — и за курсы повышения квалификации начисляют исключительно «часы»;
  • вы сами можете выбирать себе тот образовательный цикл, который вам интересен, слушать тех спикеров, которые вам интересны. Перед обучением на курсах не забудьте убедиться, что организатор входит в число тех, кто имеет право оказывать услуги врачам по дополнительному образованию. Проверить это можно в ФРДО — Федеральном реестре сведений документов об образовании.

Отчет о профессиональной деятельности, портфолио и заявление — главные документы, которые надо подготовить для аккредитации как минимум за три месяца до окончания срока действия сертификата.

Ассоциация медицинских сестер поздравляет всех коллег с профессиональным праздником! 

Желаем профессиональных достижений, здоровья, благополучия и радости в каждом дне!

den-med-sestri-4.jpg

Информацию подготовила: главная медицинская сестра Томского медицинского фтизиопульмунологического центра, руководитель Профессиональной ассоциации медицинских сестер Томской области Татьяна Юрьевна Федоткина